Официальный сайт муниципального образования
"Обоянский район"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Новости и события
<< Назад Версия для печати
 
Внесены изменения в законодательство



Вступили в силу отдельные положения Федерального закона от 13.07.2020 N 196-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым внесены поправки в Федеральный закон от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах".
Так, установлено, что ломбард для осуществлении своей деятельности не вправе привлекать денежные средства физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, за исключением денег, поступающих от лиц, являющихся акционерами (участниками) ломбарда.
Также закреплено, что сумма предоставленного ломбардом займа не может превышать сумму оценки заложенной вещи.
При этом реализация ломбардом невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, в случае если сумма оценки такой вещи превышает 300 тысяч рублей, может осуществляться только путем продажи с открытых торгов.
Также внесены поправки в редакцию части 2 статьи 2.3 Федерального закона от 19 июля 2007 года N 196-ФЗ "О ломбардах". Установлено, что регулирование деятельности ломбардов и надзор за их деятельностью, за исключением их деятельности по хранению вещей, сдаче в аренду (субаренду) недвижимого имущества, их деятельности банковского платежного агента, оказания ими консультационных и информационных услуг, осуществляются Банком России, сообщил помощник прокурора Обоянского района Андрюхин Е.А.



Внесены изменения в законодательство о социальной защите инвалидов.
Опубликован Федеральный закон от 08.12.2020 N 400-ФЗ "О внесении изменения в статью 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации ".
Принятые поправки в действующее законодательство касаются вопросов обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации.
Так, согласно новой редакции части 14 статьи 11.1 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" технические средства реабилитации предоставляются инвалидам уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не только по месту жительства, как было указано ранее, но и могут предоставляться по месту пребывания или фактического проживания инвалида, сообщил помощник прокурора Обоянского района Андрюхин Е.А.



Внесены изменения в Правила признания лица инвалидом.
Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определена государственная политика в сфере защиты прав инвалидов в Российской Федерации, в соответствии с которой Правительством РФ утверждены Правила признания лица инвалидом (далее – Правила).
Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1942 внесены изменения в Правила, которые вступили в силу 08.12.2020.
Согласно внесенным изменениям в случае, если при прохождении медико-социальной экспертизы для установления инвалидности в направлении медицинского учреждения не был указан необходимый объем медицинских обследований, требуемых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания, гражданам не придется повторно обращаться в медицинское учреждение.
В таких случаях бюро медико-социальной экспертизы при поступлении направления в течение 3 рабочих дней возвращает его самостоятельно в медицинское учреждение для устранения выявленных недостатков.
В свою очередь медицинское учреждение в течение 14 дней со дня поступления из бюро медико-социальной экспертизы возвращенного направления дополняет его необходимыми сведениями и самостоятельно осуществляет его обратную передачу с уведомлением гражданина (или его законного представителя), сообщил помощник прокурора Обоянского района Андрюхин Е.А.



С 01.01.2021 вступают в силу изменения, связанные с регулированием дистанционной трудовой деятельности.
Принят и опубликован Федеральный закон от 08.12.2020 N 407-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной (удаленной) работы и временного перевода работника на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях".
Поправки касаются положений, регламентирующих права и обязанности участников трудовых отношений при выполнении работы дистанционно.
Так, Трудовой кодекс Российской Федерации дополнен новой статьёй 312.1 В ней прописано, что под дистанционной (удаленной) работой понимается выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей связи общего пользования.
Установлено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно может осуществляться на постоянной основе (в течение срока действия трудового договора) либо временно (непрерывно в течение определенного трудовым договором или дополнительным соглашением к нему срока, не превышающего 6 месяцев, либо периодически при условии чередования периодов выполнения работником трудовой функции дистанционно и периодов выполнения им трудовой функции на стационарном рабочем месте).
При этом порядок взаимодействия работодателя и работника в период дистанционной работы, передача результатов и отчетов о ее выполнении по запросам работодателя устанавливается коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, трудовым договором или дополнительным соглашением к трудовому договору.
Поправками в ТК РФ на работодателя возложена обязанность по обеспечению дистанционного работника необходимыми для выполнения работы оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами. Использовать имущество, принадлежащее или арендованное дистанционным работником, можно только с согласия или с ведома работодателя.
Законодательно закреплено, что выполнение работником трудовой функции дистанционно не может являться основанием для снижения ему заработной платы.
Помимо этого поправками в ТК РФ регламентирован порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях. Установлено, что в случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть временно переведен на работу дистанционно. Временный перевод работника на дистанционную работу по инициативе работодателя также может быть осуществлен в случае принятия соответствующего решения органом государственной власти и (или) органом местного самоуправления. Согласие работника на такой перевод не требуется (ст. 312.9 ТК РФ), сообщил помощник прокурора Обоянского района Андрюхин Е.А.



Порядок изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения управляющей компанией.
Действующим законодательством установлено, что размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме (ч.7 ст. 156 Жилищного кодекса Российской Федерации). Исключение составляет размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме. Он определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета, исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, и по установленным тарифам.
Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Таким образом, изменение размера платы в одностороннем порядке со стороны управляющей организации, то есть без проведения общего собрания собственников многоквартирного дома и принятия им соответствующего решения, не допускается, сообщил помощник прокурора Обоянского района Андрюхин Е.А.



Порядок получения другого жилого помещения, взамен изымаемого, в связи с расселением и сносом дома лицом, которое приобрело жилое помещение в аварийном многоквартирном доме.
По общему правилу в соответствии с положениями статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) лица, выселяемые из аварийного многоквартирного дома, могут получить возмещение за изымаемые у них жилые помещения или по соглашению с собственником ему предоставляется другое жилое помещение с зачетом стоимости изымаемого жилья.
Однако необходимо иметь в виду, что Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ указанная норма ЖК РФ дополнена частью 8.2, в соответствии с которой с 2020 года граждане, приобретшие право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным, имеют право только на выплату возмещения, размер которого не может превышать стоимость приобретения такого жилого помещения. Получить другое жилое помещение они не смогут.
Исключение предусмотрено лишь для тех, кто получил право собственности на жилое помещение в аварийном доме в порядке наследования.
Чтобы не попасть в такую ситуацию при приобретении в собственность жилья, граждане вправе получить информацию о состоянии многоквартирного дома и жилых помещений в нем в государственной информационной системе ГИС ЖКХ, а также на официальном сайте органов местного самоуправления, которыми принимаются и публикуются решения о признании жилых помещений не пригодными для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу, сообщил помощник прокурора Обоянского района Андрюхин Е.А.




Административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статей 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом.
К административной ответственности по данной статье можно привлечь виновное лицо только в случае нарушения срока и порядка оплаты товаров по контрактам, заключенным в рамках Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон). По общему правилу, исходя из требований Закона, установлена обязанность заказчика осуществить оплату по контракту не более чем в течение тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, а в случае заключения контракта с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией - не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
Санкцией части первой статьи 7.32.5 КоАП РФ установлена ответственность для виновных должностных лиц в виде административного штрафа в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей. Совершение административного правонарушения, предусмотренного указанной статьей, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет, сообщила старший помощник прокурора Обоянского района Пашкова Т.А.



Конфликт интересов.
Конфликт интересов представляет собой ситуацию, при которой личная заинтересованность должностного лица может повлиять на процесс принятия решения и нанести ущерб интересам личности, общества либо государства.
Наибольшее значение для общества имеет проблема возникновения конфликта интересов у государственных и муниципальных служащих.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 «О противодействии коррупции» конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения служащим при исполнении должностных обязанностей доходов в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для себя или лиц близкого родства или свойства, а также для граждан или организаций, с которыми государственный гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами.
Как показывает практика, в основе любого коррупционного правонарушения находится конфликт интересов лиц, занимающих публичные должности в системе государственного управления и обладающих в связи с предоставленными им государством полномочиями соответствующим влиянием, которое может быть использовано ими в личных интересах, в том числе вопреки интересам государства.
Основой правового регулирования конфликта интересов в любой сфере правоотношений является установление обязанности принимать меры по недопущению возможности возникновения конфликта интересов.
Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» государственные или муниципальные служащие обязаны принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, а также обязаны уведомить в порядке, определенном работодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно.
В свою очередь представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у должностного лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов, путем отвода или самоотвода указанного лица в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Непринятие лицом, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации, сообщила старший помощник прокурора Обоянского района Пашкова Т.А.



Порядок предоставления рассрочек и отсрочек исполнения решения суда.
В связи с распространением коронавирусной инфекции законодателем предусмотрены дополнительные правовые механизмы защиты прав должников по исполнительным производствам.
20.07.2020 вступил в силу Федеральный закон от 20.07.2020 № 215-ФЗ«Об особенностях исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а также возврата просроченной задолженности в период распространения новой коронавирусной инфекции» (далее – Федеральный закон № 215-ФЗ), который предусматривает меры государственной поддержки населения и хозяйствующих субъектов, ведущих свою деятельность в отраслях, наиболее пострадавших в условиях распространения новой коронавирусной инфекции.
Так, например, Федеральным законом № 215-ФЗ предусматривается предоставление судебным приставом-исполнителем определенным категориям должников на основании их заявления рассрочки исполнения требований исполнительных документов, без обращения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
При этом устанавливается запрет на осуществление деятельности по возврату просроченной задолженности соответствующими юридическими лицами в отношении граждан, которым предоставлена такая рассрочка. Рассрочка предоставляется на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 12 месяцев и не позднее чем до 1 августа 2021 года, а сумма задолженности по исполнительным документам, в отношении которой должник вправе обратиться с заявлением о предоставлении рассрочки, не может превышать 15 миллионов рублей.
Рассрочка предоставляется должникам-гражданам, являющимся получателями пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, и не имеющим иных источников доходов и недвижимого имущества (за исключением единственного пригодного для проживания жилого помещения), если совокупный размер пенсии составляет менее двух минимальных размеров оплаты труда по исполнительным документам, с требованиями о взыскании задолженности по кредитному договору (займу) на срок, указанный в заявлении, но не более чем на 24 месяца и не позднее чем до 1 июля 2022 года. При этом сумма задолженности по исполнительным документам, содержащим требования о взыскании задолженности, не должна превышать 1 миллион рублей.
Также в отношении должников-граждан по 31 декабря 2020 года включительно судебными приставами не применяются меры принудительного исполнения, связанные с осмотром движимого имущества, наложением на него ареста, а также с его изъятием и передачей, за исключением принадлежащих должнику-гражданину транспортных средств. Претендовать на предоставление рассрочки на особых условиях могут также юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства, в наибольшей степени пострадавшие в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, за исключением тех, к которым применен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по исполнительным документам имущественного характера, за исключением требований по возмещению вреда, причиненного здоровью, возмещению вреда в связи со смертью кормильца, о компенсации морального вреда, по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также выплате авторских вознаграждений, сообщила старший помощник прокурора Обоянского района Пашкова Т.А.



Ответственность за оскорбление.
Статьей 5.61 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за оскорбление, представляющее собой действия, направленные на унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
Предусмотренный статьей 5.61. КоАП РФ состав административного правонарушения представляет собой выраженную в неприличной форме отрицательную оценку личности потерпевшего и унижающую его честь и достоинство. Обязательным критерием состава этого правонарушения является наличие в действиях правонарушителя неприличной формы, отсутствие которой исключает квалификацию действий как оскорбления.
Определяющее значение при решении вопроса о наличии либо отсутствии состава правонарушения, предусмотренного статьей 5.61. КоАП РФ, является не личное восприятие деяния потерпевшим как унижающего его честь и достоинство, а то, было ли это деяние выражено в неприличной форме.
По смыслу закона неприличной следует считать циничную, глубоко противоречащую нравственным нормам, правилам поведения в обществе форму унизительного обращения с человеком.
Для наступления административной ответственности оскорбление должно быть направлено на конкретное лицо. Если неприличное слово не содержит оценки конкретной личности, употреблено безадресно, то речь может идти не об оскорблении, а о мелком хулиганстве, сопровождающемся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам (ст. 20.1 КоАП РФ).
Оскорбление влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч.
Кроме этого, привлечение лица к административной ответственности за оскорбление (статья 5.61 КоАП РФ) не является основанием для освобождения его от обязанности денежной компенсации, причиненного потерпевшему морального вреда в соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
С заявлением по факту оскорбления можно обратиться в прокуратуру по месту жительства, поскольку возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 5.61 КоАП РФ относится к исключительной компетенции прокурора, либо в территориальный отдел полиции для предварительной проверки. В заявлении о привлечении лица к административной ответственности заявителю необходимо указать дату, время, место и обстоятельства произошедших событий, а также свидетелей, подтверждающих факт оскорбления.
Следует помнить, что срок привлечения к административной ответственности составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения. Истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения за пределами срока давности обсуждению не подлежит, сообщила старший помощник прокурора Обоянского района Пашкова Т.А.



Социальные и жилищные права студентов.
Студентом является лицо, осваивающее образовательные программы среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры.
Федеральным законом установлены права студентов (как и обучающихся всех других уровней, форм и программ образования) на:
выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения 18 лет;
предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи;
обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
участие в формировании содержания своего профессионального образования при условии соблюдения образовательных стандартов;
выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности или направления подготовки) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого образовательной организацией (после получения основного общего образования);
освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ;
зачет в установленном порядке результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
отсрочку от призыва на военную службу;
уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;
свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
каникулы - плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;
академический отпуск, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет - в порядке, установленном для этих отпусков законодательством;перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании;переход с платного обучения на бесплатное обучение в установленном порядке;
перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня, в установленном порядке;
восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;
участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом;ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию;
обжалование актов образовательной организации в установленном порядке;
бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации;
пользование в порядке, установленном локальными нормативными актами, лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации;развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;участие в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;
направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;
опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана;получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения России по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;
иные академические права, предусмотренные законодательством и локальными нормативными актами, сообщила старший помощник прокурора Обоянского района Пашкова Т.А.



Противодействие коррупции в образовательной сфере.
Коррупция - это социально-правовое явление, под которым обычно понимается подкупаемостъ и продажность государственных чиновников, должностных лиц, а также общественных и политических деятелей вообще; это не что иное, как злоупотребление властными полномочиями для получения выгод в личных целях.
Либо выполнение должностным лицом каких-либо действий или бездействие в сфере его должностных полномочий за вознаграждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения
Наиболее характерными видами преступлений, связанных с коррупцией в сфере образования, являются следующие:
1) получение взятки за поступление в высшее учебное заведение. Это самая распространенная форма злоупотреблений;
2) репетиторство преподавателями вузов и членами экзаменационных комиссий;
3) получение взятки за сдачу экзаменов и зачетов в учреждениях среднего и высшего профессионального образования;
4) получение взятки за заключение договора аренды помещений в образовательном учреждении и превышение должностных полномочий путем незаконной сдачи в аренду государственного имущества;
5) продажа дипломов и аттестатов лицам, не прошедшим обучения в образовательном учреждении;
6) получение взятки за устройство детей в детские сады и общеобразовательные школы.
Ответственность за совершение коррупционных правонарушений
Вопрос ответственности за совершение соответствующих правонарушений, указан в ст. 13 Федерального закона «О противодействии коррупции», граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства за совершение коррупционных правонарушений несут уголовную, административную, гражданско-правовую и дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации:
1) уголовная ответственность (установлена Уголовным кодексом Российской Федерации): мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения (ч. 3 ст. 159), присвоение или растрата (ч. 3 ст. 160), злоупотребление полномочиями (ст. 201), получение взятки (ст. 290), злоупотребление полномочиями (ст. 285), нецелевое использование и хищение бюджетных средств (ст. 285.1), совмещение государственной и муниципальной службы с учредительством и замещением должностей в коммерческих организациях (ст. 288), превышение должностных полномочий (ст. 286) и др.
2) административная ответственность (установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях): мелкое хищение (ст. 7.27), нецелевое использование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 15.14), незаконное привлечение к трудовой деятельности государственного служащего (бывшего государственного служащего) (ст. 19.29), нарушение права на образование и и предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций (ст. 5.57), нарушение требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса (ст. 19.30) и др.
3) гражданско-правовая ответственность: так, устанавливается запрет на дарение, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, государственным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей (ст. 575 Гражданского кодекса РФ); в сделка может быть признана недействительной, если будет установлено, что она заключена вследствие коррупционного правонарушения, в этом случае будут применяться нормы ст. 168–170 Гражданского кодекса Российской Федерации (о недействительности сделок, совершенных с целью, противной основам правопорядка и нравственности; не соответствующих закону или иным нормативным правовым актам; недействительности мнимых и притворных сделок).
4) дисциплинарная ответственность.
В частности, Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12). Несоблюдение ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов являются основанием для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителя нанимателя (ст. 59.3).
Федеральный закон «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность за нарушение обязанности уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (ч. 3 ст. 9); принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов (ч. 5 ст. 11); уведомлять работодателя при заключении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров после увольнения с государственной службы о последнем месте службы (ч. 3 ст. 12).
Несоблюдение ограничений и запретов, установленных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов является основанием для увольнения гражданского служащего в связи с утратой доверия к нему представителя нанимателя. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, которому стало известно о возникновении у подчиненного ему лица личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия также в случае непринятия лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненное ему лицо.
Применительно к образовательной сфере можно выделить некоторые правовые проблемы, затрудняющие применение мер ответственности, предусмотренных законодательством.
В первую очередь обращается внимание на отсутствие до сегодняшнего дня четкого указания, является ли учитель, преподаватель должностным лицом. В соответствии со ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации субъектами должностных преступлений являются только должностные лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Как правило, функций представителя власти, а также административно-хозяйственных функций педагогические работники не осуществляют. Основной вопрос сводится к тому, связана ли преподавательская деятельность с организационно-распорядительными функциями.
Как отмечается в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе», организационно-распорядительные функции включают в себя, например, руководство коллективом, расстановку и подбор кадров, организацию труда или службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий. В определении Верховного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2004 г. по делу № 48-004-102 данный вопрос решен более предметно: Суд сделал вывод, что преподаватель, наделенный правом принятия экзаменов и зачетов от студентов, является должностным лицом, наделенным организационно-распорядительными функциями (получение студентом неудовлетворительной оценки влечет за собой важные правовые последствия вплоть до отчисления из ВУЗа). В окончательной форме правовая позиция Верховного Суда Российской Федерации оформлена в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19, где организационно-распорядительными функциями признаются полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии). Вместе с тем следует отметить, что нередко успеваемость на семинарских занятиях влияет на экзаменационную оценку (особенно в случаях, когда рекомендации по успешной работе на семинарах служат основанием получения зачета или экзамена «автоматом»), то есть признаки исполнительно-распорядительных полномочий здесь тоже присутствуют, однако механизма привлечения к ответственности для таких ситуаций на практике не разработано.
Еще одна актуальная проблема связана с правомерностью сборов денежных средств с обучающихся или их родителей (законных представителей). Само по себе пожертвование не является запрещенным. Благотворительная деятельность в форме передачи имущества, в том числе денежных средств, может осуществляться на основании двух видов гражданско-правовых договоров: дарения (ст. 572 Гражданского кодекса Российской Федерации) и пожертвования (ст. 582 Гражданского кодекса Российской Федерации). Кроме того, существует определенный порядок целевого сбора средств и их расходования, установленный Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Данным Федеральным законом установлены следующие требования: необходим договор пожертвования или завещание, подготовленные на основании норм Гражданского кодекса Российской Федерации (в договоре указываются цель пожертвования, номер банковского счета, порядок распоряжения); должен быть создан совет по использованию целевого капитала. Таким образом, пожертвования допустимы, однако при этом необходимо заключать договоры пожертвования с родителями, оформлять надлежащим способом собранные средства и перечислять на расчетный счет.
В письме Минобразования России от 14 мая 2001 г. № 22-06-648 отмечалось, что родители (законные представители) не обязаны финансировать деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений, а лишь вправе оказывать посильную материальную помощь исключительно на добровольной основе. Ранее указывалось, что развитие материально- технической базы государственного, муниципального общеобразовательного учреждения осуществляется самим учреждением в пределах бюджетных и собственных средств (письмо Минобразования России от 27 июня 1995 г. № 48-М), сообщила старший помощник прокурора Обоянского района Пашкова Т.А.



Прикреплённый файл: информация [96 Kb]
Создан: 21.12.2020 14:15. Последнее изменение: 21.12.2020 14:50.
Количество просмотров: 615