<< Назад | |
Прокуратурой Обоянского района по обращению предпринимателя на действия Администрации города Обояни в связи с эксплуатацией нестационарного торгового объекта проведена проверка исполнения ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», федерального законодательства о развитии малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления, в ходе которой выявлены нарушения закона.
С 2016 года индивидуальный предприниматель по договору аренды использует земельный участок на территории города Обояни для обслуживания и эксплуатации временного торгового киоска, площадью – 8 кв. м.
В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 6, 11 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются, в том числе: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
К полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится создание условий для развития малого и среднего предпринимательства, в том числе: формирование и осуществление муниципальных программ (подпрограмм) с учетом национальных и местных социально-экономических, экологических, культурных и других особенностей; анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований; формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности; содействие деятельности некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, и структурных подразделений указанных организаций; образование координационных или совещательных органов в области развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Соответствующий порядок на территории Курской области определен приказом комитета потребительского рынка, развития малого и среднего предпринимательства и лицензирования Курской области от 23 марта 2011 года № 32 «О Порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления Курской области схем размещения нестационарных торговых объектов» (с изменениями и дополнениями, внесенными приказами комитета от 25.12.2012 № 183, от 30.07.2014 № 135).
Схема расположения нестационарных торговых объектов на территории г. Обояни утверждена постановлением Администрации Обоянского района Курской области от 28.05.2014 № 332 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории Обоянского района Курской области», где под № 35 значится киоск заявителя по обращению для реализации продтоваров, срок функционирования нестационарного торгового объекта – постоянно.
В 2016 году Администрацией г. Обояни индивидуальному предпринимателю неоднократно направлялись претензии с требованием демонтировать торговый киоск и расторгнуть договор аренды земельного участка по основаниям его нахождения в полосе отвода автомобильных дорог общего пользования местного и федерального значения, в которых запрещаются размещение зданий, строений, сооружений и других объектов, не предназначенных для обслуживания автомобильной дороги, ее строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания и не относящихся к объектам дорожного сервиса.
Вместе с тем, Администрацией города не приняты во внимание те факты, что указанными действиями нарушаются права предпринимателя на занятие предпринимательской деятельностью, что торговый киоск расположен в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов на территории города Обояни, утвержденной в соответствии с требованиями законодательства, что не соответствует целям государственной политики в области развития предпринимательства по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства, увеличения количества субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, предоставление в аренду земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов (торговых павильонов, киосков и иных объектов), путем подписания договора аренды земельного участка противоречит ч.ч. 2-4 ст. 39.6 ЗК РФ, ст. 2, ст. 10 Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 39.36 ЗК РФ размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Выявленные нарушения закона со стороны Администрации города Обояни стали допустимыми в связи с отсутствием нормативного регулирования указанных правоотношений на местном уровне.
При наличии обстоятельств, объективно свидетельствующих о необходимости дополнительной нормативной регламентации оснований включения и исключения объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов, в том числе с установлением мер компенсирующего характера, Администрацией Обоянского района, в рамках реализации полномочий по созданию условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами торговли, определенных п. 18 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» соответствующий нормативный правовой акт не принят.
Подобное бездействие противоречит установленному п. 2 ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основному принципу государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации – ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
По выявленным нарушениям прокурором района Главе Обоянского района внесено представление об устранении нарушений закона, в котором потребовано разработать и принять нормативный правовой акт, регламентирующий порядок включения и исключения объектов из схемы размещения нестационарных торговых объектов. Представление находится на рассмотрении.
Старший помощник прокурора района Т.А. Пашкова