Официальный сайт муниципального образования
"Обоянский район"
Авторизация Разделы
Портал государственных и муниципальных услуг Курской области
Портал государственных услуг РФ
Оценка населением эффективности деятельности руководителей
Меры поддержки сельхозкооперации
Каталог сельхозпродукции
Портал «Светлая страна»
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Информация о плановых отключениях электроэнергии
Прокуратура разъясняет
Услуги росреестра в электронном виде
Справочные материалы
Данный раздел содержит справочные материалы по всем возможным тематикам и направлениям развития и совершенствования муниципального образования.


<< Назад Версия для печати
 
«Да будет свет…» 14 мая 2005г.

 

 

       В результате 15-ти месячной немецкой оккупации и боевых действий на Курской дуге  городское хозяйство г.Обояни подверглось большому разрушению. Разрушена полностью электростанция, гостиница, баня и другие объекты коммунального хозяйства.

         После освобождения города от оккупации Обоянский горкоммунхоз из утиля собрал для городской электростанции 50-сильный  нефтяной двигатель, который впоследствии  оказался собственностью Обоянской  машинотракторной мастерской, и по распоряжению Курского облисполкома  6 января 1946 года этот двигатель был передан прежнему владельцу. 

         Исполком  Обоянского горсовета депутатов трудящихся обратился с ходатайством в Курский облисполком о выделении городу электростанции. В мае 1946 года облисполкомом был дан ответ горсовету о том, что электростанция городу выделена, но к началу 1948 года городское население, школы, больница, кинотеатр, дом соцкультуры, радиоузел, библиотека, баня все еще оставались без электроэнергии.

         В январе 1948 года председатель Обоянского горсовета Алтунин  П.Д.  обратился с письмом к председателю Совета Министров РСФСР М.И. Родионову с просьбой «занарядить»  для города  электростанцию мощностью 150 киловатт  и необходимое  электрооборудование: 11 км. наружного провода, 600 изоляторов, 800 электроламп, 500 метров провода для внутренней проводки  , электропатронов 500 штук, розеток 600 штук.

         28 февраля 1948 года  горсоветом было получено два официальных  ответа. Один-  из Управления  Делами Совета Министров РСФСР , в котором сообщалось , что Совет Министров РСФСР поручил Госплану РСФСР и Министерству коммунального хозяйства РСФСР рассмотреть с планом на 1948 год просьбу   о выделении для электростанции  г.Обояни электрического оборудования и электроматериалов. Второй – от заместителя министра коммунального хозяйства РСФСР  А. Скрипкина , в  котором значится , что выделить городу Обояни дизельгенератор мощностью 100 квт. в 1948 году, ввиду отсутствия фондов на дизельгенераторы такой мощности, не представляется возможным.

         В марте 1948 года  комиссия городского коммунального отдела  во главе с конструктором Курской областной проектной конторы  произвела осмотр зданий, предназначенных для восстановления под Обоянскую электростанцию. Комиссия установила, что здание, ранее занимаемое электростанцией, разрушенное при немецкой оккупации, расположено в центре города по ул.Ленина № 32. Строилось под торговые помещения , впоследствии приспособлено под электростанцию, очень ветхое, кирпичная кладка имеет значительное выветривание. Кроме того, внутри здания взрывались бомбы, в результате чего стены имеют большие трещины и деформации. Комиссия пришла к выводу, что для восстановления под электростанцию здание не пригодно. Кроме того, участок имеет сплошную застройку  и не отвечает противопожарным нормам. Три другие кирпичные коробки, имеющиеся в городе по ул.Ленина № 11 и № 53 ,сожжены оккупантами, ветхие и имеют большую, не соответствующую объему электростанции строительную кубатуру. Комиссия пришла к выводу, что из имеющихся в городе свободных зданий под электростанцию может быть приспособлена Смоленская церковь, а также бывшее складское помещение по ул.Ленина, 56 , сожженное оккупантами, кирпичные стены которого хорошо сохранились.

         В мае 1948 года исполком городского Совета вынес решение об отводе земельного участка под постройку городской электростанции по ул.Ленина .

         Весной 1948 года облисполкомом принято решение о передаче городу двигателя от Валуйской электростанции. В мае областной проектной конторой начата разработка технорабочего проекта  электростанции.

         В июне 1948 года Обоянский горсовет обращается с просьбой к начальнику  СМУ-8 произвести ревизию и ремонт всей осветительной сети  города и подвести основную магистраль электропроводки от электростанции СМУ-8 до ул.Луначарского.    15 августа 1948 года  исполком городского Совета депутатов трудящихся  в своем решении отмечает, что на протяжении 7 месяцев  1948 года строительство электростанции проходило крайне неудовлетворительно, фактически строительство вообще не проводилось. Горсовет и горкомхоз серьезно строительством не занимались, что привело к срыву намеченных планов . Не были освоены 130000 рублей, выделенных на строительство электростанции. В решении значится, что 15 % средств израсходованы  преступно халатно, а некоторые суммы расходовались даже на личные нужды директора электростанции. Только в конце июля 1948 года были завезены в город отдельные детали двигателя « Кертинг» ,  довольно изношенные, пришедшие в полную негодность и не представляющие никакой ценности.

         С 25 августа 1948 года начат новый этап в строительстве электростанции-  реконструкция и  монтаж  газогенераторной установки, состоящей из трофейного двигателя системы «Майбах». Но  три месяца работы по установке  оказались безуспешными в силу различных обстоятельств, главным образом  по причине невозможности переделать питание двигателя  с бензина на торф . 

         Исполкомом  горсовета   принято решение о немедленном изъятии  двух электрогенераторов и другого оборудования ,находящегося во временном пользовании в Обоянской ММКР и строящегося завода

« Изоплит», для использования в нуждах строительства электростанции. Директора строящейся электростанции от руководства отстранили. Строительство электростанции новоизбранный председатель  исполкома горсовета Хаценко  А.Ю. взял под личный контроль. Финансовому отделу  и депутатам горсовета поручено провести финансовую ревизию  строительства.

         В конце сентября 1948 года  городской Совет обращается в   облисполком  и облкомхоз с просьбой об оказании помощи в приобретении 1 тонны бензина для завозки топлива (торфа) с ближайших болот Обоянского и смежных с ним районов и  обеспечения работы двигателя  электростанции. Особо подчеркивается необходимость скорейшего решения данного вопроса, так как электростанция работает только на сухом торфе и заготавливать его надо в сухую погоду в количестве не менее годового запаса. В  просьбах указано, что в течение 1948 года бензин горкомхозу и ремонтной конторе облкомхозом совершенно не отпускался. Кроме того, городское коммунальное предприятие не располагало  транспортом для завозки торфа, о чем сообщается в письме в Обоянский райисполком.

         В сентябре    облкомхоз разрешает горсовету временно позаимствовать на восстановление электростанции средства из внелимитных затрат 1948 года до открытия финансирования из средств областного бюджета.

         В октябре областная проектная контора  сообщает горсовету о готовности проекта восстановления электростанции и необходимости его скорейшей оплаты.

         В ноябре 1948 года  детали двигателя системы « Кертинг» все еще оставались лежать под открытым небом   во дворе городского Совета, городской бани и редакции газеты « За коммуну» . Исполком горсовета « в последний раз» предупредил заведующего горкомхозом  выполнить в течение двух дней  требование  сосредоточить в отдельное место все детали.  

         В начале декабря 1948 года финансово-хозяйственная деятельность строящейся электростанции  была проверена  контрольно-ревизионным управлением  Минфина СССР по Обоянскому району. Финансовых нарушений не  выявлено.

         22 декабря 1948  года в докладной записке председателя горсовета  председателю райисполкома Чаеву Ф.Г.  сообщается , что несмотря на выделенные областью средства, электростанция не восстановлена. Трудности восстановления объясняются отсутствием транспорта, необходимостью капитального ремонта полученного на Валуйской электростанции двигателя. Также оказались неусовершенствованными изобретения  инженера-конструктора станции Таубе А.Г. , направленного  газетой «Правда» для оказания помощи городу  и пытавшегося применить в работе  другой двигатель марки «Майбах», но  который с 4 ноября устранился от  исполнения своих обязанностей и двигатель «стоит, ржавеет». На оба двигателя израсходовано  68000 рублей. Горсовет возбудил ходатайство перед  облисполкомом о выделении средств ( 62000 руб.) на приобретение нового двигателя. Деньги поступили в район с опозданием  и двигатель, который предполагалось приобрести, был направлен в другой район.

         В 1949 году  перечислено 25000 руб. колхозу «Машинотруд» Харьковской области за двигатель системы «Стеман», который также оказался негодным. 

          15 апреля 1949 года состоялась девятая сессия городского Совета, на которой депутатами города была дана  отрицательная оценка деятельности руководителя города Хаценко  А.Ю. В местной газете  За коммуну» был  помещен фельетон «Городской голова», в котором изложены бюрократическое отношение к наказам избирателей со стороны советских органов. Депутаты отметили, что факты, изложенные в фельетоне, подтвердились. В вину  Хаценко также было поставлено невыполнение наказов  избирателей о строительстве электростанции.    По предложению   райисполкома тов.Хаценко от должности отстранен, председателем исполкома горсовета избран Амелин П.Д.

         После многолетней волокиты  и « возмутительного бюрократического отношения со стороны работников облкомхоза» с помощью депутата Верховного Совета тов.Поспелова и обкома ВКП/б/  8 июля 1949 года пущен   агрегат, мощностью 35 киловатт, работающий на газе. 20-дневная работа электростанции показала его высокую экономность в расходе топлива. За 20 вечеров при нагрузке в 700 ламп электростанция израсходовала 3 кубометра дров и 5 кг. автола. В решении исполкома горсовета от 27 июля 1949 года отмечено , что «свет ровный и абсолютно  удовлетворяет жителей города и учреждения».

        Переход на   торф задержался из-за позднего отпуска средств  на  его заготовку. Привезенный торф имел влажность 50-55% , в таком виде торф для работы не пригоден и требует специальной подсушки, для чего начато строительство сушилки.

      Однако , отмечается в решении, мощность станции  в 35 киловатт  не может обеспечить потребностей города , тем более , при планируемом расширении электросети. Необходима мощность электростанции в 80-100 киловатт. Облкомхоз предлагал городу решить вопрос с расширением  мощности с помощью все того же  злополучного двигателя «Кертинг», демонтированного в г.Валуйки. Исполком горсовета решил от восстановления данного двигателя  отказаться , так как на его ремонт необходимо затратить ,помимо израсходованных в 1948 году 45000 рублей,  еще 60-70 тысяч, и срочно расширить станцию дополнением  двигателя ЧТЗ  и ГАЗ для дежурного круглосуточного обеспечения города током. Для  бесперебойного обеспечения торфом электростанции горсоветом передана автомашина ГАЗ . Горисполком также решил просить  облисполком и обком партии дать указание облкомхозу прекратить «третирование» Обоянского горсовета и навязывание заведомо негодного и не рентабельного оборудования и возвратить в Обоянь второй электрогенератор , отобранный в 1948 году.

         К 1952 году  мощности станции стало явно не хватать, в вечернее время жители города вынуждены были пользоваться керосиновыми лампами. Исполком  городского Совета обратился с письмом в Министерство коммунального хозяйства   о передаче находящегося в г. Маршанске Тамбовской области двигателя марки «Дизель» мощностью 225 лошадиных сил с электрогенератором  200 квт. Установка данного двигателя даст возможность городу сократить мелкие  18 электростанций, которые имелись  в учреждениях и предприятиях города. Запасным вариантом дополнительного освещения города оставался все тот же двигатель «Кертинг», на который планировалось приобрести новую головку. Но это уже будет новой страницей в истории электрификации города…

 

Начальник архивного отдела

администрации исполнительной

государственной власти

Обоянского района                                                           Ирина Российченкова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


Прикреплённый файл: информация [48 Kb]
Создан: 24.01.2019 12:50. Последнее изменение: 24.01.2019 12:50.
Количество просмотров: 761